22:03 

Trois Glorieuses

Maria-S
"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Пишет Nataly Red Rose:
24.07.2008 в 21:17


Июль принес Франции много Событий. Событий с большой буквы. С Красной строки. Или в Черной рамке. 9-е и 14-е 1789-го и 1790-го. 17-е 1791-го. 11-е 1792-го. 13-е 1793. 27-е 1794-го. 8 июля 1815-го. «Три славных дня» 1830-го. 20-е 1940-го. Это лишь сразу вспомнившееся.
А 26 июля 1836 года оппозиционная газета «Насьональ» сообщала своим читателям, что главный редактор ее скончался от ранения на дуэли. Последними словами его были «Франция! Республика! Друг! Свобода!»
Победоносное восстание, «почти бескровная» смена режима и правительства, демократичный «король-гражданин», начало мирной эпохи, торжество либеральных ценностей. Нету «ужасных санкюлотов» с гильотиной, нету и «страшных роялистов». Вот только…
URL записи


Как сказал один литературно-исторический герой, меня не так пугает толпа бунтарей, как толпа довольных посредственностей. Чавкающих над своей миской.

Так, так, сосед! Мы смирно здесь живем,
А там, кто хочет, пусть себе дерется.
Перевернись весь мир вверх дном -
Лишь тут по-старому пускай все остается!

Гете, "Фауст"

@темы: "1830", "Июльская революция"

URL
Комментарии
2008-07-26 в 17:05 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
Вы правы, мисс. Лично в моей жизни был период, когда я думал о толпе в основном по Карлейлю. Но вспомнилось стихотворение Некрасова "Железная дорога", да как-то стыдно стало перед самим собой...

2008-07-27 в 12:25 

Maria-S
"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
Часто мы в душе индивидуалисты. Может, это потому так, что уходят коллективные формы жизни и труда. В этом есть не только плюсы, но и много минусов. Происходит какая-то "атомизация" общества, оно раскоординируется. При всем желании смотреть в будущее с оптимизмом, нельзя в этом не увидеть признаков распада.

URL
2008-07-27 в 16:52 

gran-salis
Но вспомнилось стихотворение Некрасова "Железная дорога", да как-то стыдно стало перед самим собой...
а я вспоминаю об озверевшей толпе, ворвавшейся в Королевский Манеж и камнями, прикладами, убивавшей Школьных коней, питомцев де-Нестьера, которые настолько верили людям, что не убегали когда их собратьев убивали на их же глазах, ибо не укладывалось в лошадином мозгу, что человек на такое способен... вспоминаю о крестьянах, расстрелявших на симбирском вокзале Крепыша за "поддержку старого режима" и о бойнях на Лимаревском заводе...
Да, говоря о людях, нельзя не вспомнить зиму 1831 года в Париже, когда толпа ворвалась в церковь Сен-Жермен Оксерруа во время мессы, осквернила алтарь нечистотами, избила священника...
впрочем, это сугубое ИМХО потомственного аристократа, не более того.

2008-07-27 в 20:58 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
vidame_Jennaro
Видите ли, у толпы есть много ипостасей. И понятие это выходит за рамки обывательского. Можно привести не меньше примеров благородного поведения толпы, созидательных действий. Так что сделать какой-то один общий вывод не получится.
Кроме того, действия толпы никогда не бывают беспричинными. С подачи мистера Очевидца я стал читать Рюде. Убедительный автор. Не старается развешивать ярлыки.
Это архаический Гюстав Лебон находит лишь проявления "коллективного бессознательного", ну так он и материал выбирает соответственно.

ИМХО, в наше время слишком часто путают аристократизм и снобизм. :)
Очень верно заметила в дискуссии о Николае 2 Оксана, о безымянных жертвах никто даже не думает, о тех крестьянах, которых расстреливали.
Менталитет времени, увы.

2008-07-27 в 21:39 

Maria-S
"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
vidame_Jennaro
Убивать кого бы то ни было, и тем более ни в чем не повинных лошадей, - это не выход, как правило. Но в литературе так любят расписывать разные ужасы, что я всегда спрашиваю: источник? кто это наблюдал? кто написал? где это издано?

А во-вторых, как-то в людском мозгу преспокойно укладывается, что можно чинить самосуд над крестьянами в своем имении, что можно измываться над солдатами, что можно не заплатить заработанные гроши рабочему по своему велению-хотению.
Принадлежность к аристократии накладывает определенные обязательства. Первое из них - ответственность. Ответственность за управление страной. Если в стране лошади живут лучше 10 миллионов людей, Вам не кажется, что в этом есть что-то ненормальное?
А выродившаяся аристократия, понимающая свое положение только как "право делать что хочу", вполне заслуживает своей участи.

И еще об аристократии. Извините, Вы об этом заговорили в моем блоге, поэтому я отвечаю.
Иван Алексеевич Бунин очень хорошо знал изнанку русской жизни до Октября. И социализму никоим образом не сочувствовал. Но именно он, как правдивый писатель, утверждал, что давным -давно нет никакой "аристократии" в России, что помещики испокон веков смешивались со своей же дворней (и кто кого превосходил по невежству и варварству, тоже вопрос). Аристократия в России была очень тонкой прослойкой, и в основном эта элита была уничтожена после восстания декабристов.
Я понимаю, что нынче модно составлять себе родословные, но здравый смысл говорит о том, что эти претензии, мягко говоря, не обоснованы.

URL
2008-07-28 в 15:42 

gran-salis
Лебона я не читал, к стыду своему, читал Ортегу-и-Гассета о толпе, ну и, естественно, Джэка нашего Лондона, роман "Железная Пята", где тоже мастерски показано озверение этой самой толпы. Может быть, историю я знаю преотвратно, но что-то никак не могу вспомнить примеры _благих_ действий толпы. Убийство Гипатии, опустошение Китая краснобровыми, описанное Ипувером восстание в древнем Египте, не говоря уже о новейших временах показывает как тонок слой цивилизованности, как легко он слезает, насколько люди в массе еще близки свифтовским йэху и как легко пьянеют они от крови...

Maria-S что я всегда спрашиваю: источник? кто это наблюдал? кто написал? где это издано? А.Г.Невзоров, "Лошадиная энциклопедия", Олдфильд Гоувэй "Лошадь в мифах и легендах"(конкретно про Крепыша и др. лошадей в годы совдеповской революции), на основе свидетельств очевидцев и документальных данных. Также А.Дроздов, "Кохейлан IV", где в одной из глав описывается как крестьяне пришли на конный завод помещика и пытались "раскулачить" арабского жеребца под плуг, хорошо что автор, первый директор нофосформированного Прилепского завода, видя ценность коня, взял его производителем...

Если в стране лошади живут лучше 10 миллионов людей, Вам не кажется, что в этом есть что-то ненормальное? А вот представьте, мне как ОтЭкольщику, лошади куда важнее людей, потому что человек всегда может изменить свою судьбу, а лошадь потрясающе беззащитна. И судьба Школьного жеребца, полного красоты, мощи, грации и потрясающего доверия мне важнее чем участь грязного, вонючего крестьянина, бьющего жену и детей. Или солдата, подхватившего люэс в амурных сражениях.

А выродившаяся аристократия, понимающая свое положение только как "право делать что хочу", вполне заслуживает своей участи. опять процитирую Невзорова: "в корзину под гильотиной французской революции, вместе с напомаженными и пустыми, в лучших традициях галантного века, головами эпохи, мкатилась, к сожалению, и отрубленная голова Haute Ecole". Чем виноват был перед озверелой толпой "пропавший без вести" в революционные годы шевалье Де-Нестьер, прозванный Молчальником? Только лишь тем что будучи главным королевским Конюшим, создавал красоту для короля...

Аристократия в России была очень тонкой прослойкой, и в основном эта элита была уничтожена после восстания декабристов.
почти верно, но скажем так, уничтожена и скрещивалась с дворней после проклятого 1861-го, после отмены кр.права и уничтожения самой базы русского дворянства, спорить не буду, НО:
лично я к русскому дворянству не имею ни малейшего отношения ибо происхожу по женской линии из немецкого дворянского рода фон Клейст, родом из Восточной Пруссии.

2008-07-28 в 18:10 

Maria-S
"Я очень близок к решению, - ответил Вильгельм, - только не знаю, к которому"
[L]vidame_Jennaro[/L]
Олдфильд Гоувэй "Лошадь в мифах и легендах"
Вот именно, в мифах и легендах. А я спрашиваю, где и кем это подтверждается документально.
upd Как и следовало ожидать, это не только не подтверждается, а просто опровергается, элементарным сопоставлением дат и документов. Гр-на Невзорова, как Иванушку Бездомного, подвела то ли сила воображения, то ли полное незнакомство с предметом.

судьба Школьного жеребца, полного красоты, мощи, грации и потрясающего доверия мне важнее чем участь грязного, вонючего крестьянина, бьющего жену и детей. Или солдата, подхватившего люэс в амурных сражениях.
Это столь же обывательские и дешевые рассуждения, как и об ейху. По крайней мере, в 18 веке французские крестьяне в развитых районах страны вели рациональный образ жизни, владели навыками гигиены, были грамотны и грамотно подходили к землепользованию. Не их вина, что их душили феодальные повинности и налоги.
А солдаты - кто же их посылал в сражения и обрекал на такие условия существования, что любой бордель по дороге им казался раем? Не бездарная ли в управлении страной и ведении войн аристократия?
Впрочем, у Вас причинно-следственный связи не выстраиваются, как я понимаю. Просто потому, что значительную их часть Вы отсекаете, не удосуживаясь в них вникнуть.

Ну, в общем, у Вас надежная платформа и для обоснования газовых камер, резерваций, гето, наверное.

происхожу по женской линии из немецкого дворянского рода фон Клейст, родом из Восточной Пруссии.
За двести-сто пятьдесят лет даже произошло в Европе столько мезальянсов, что говорить о принадлежности к какому-либо роду - смешно. Кастовость блюли разве что некоторые, и очень немногие фамилии во Франции, Швеции и Испании, еще в 30-е годы 20-го века можно было столкнуться с понятием "кастовый брак". Извините, но это полная чепуха. С таким же успехом я могу утверждать, что я принадлежу к дому Потоцких, потому что где-то в седьмом колене моей бабушки по отцу промелькнули польские шляхтичи с этой фамилией. И что? Вы фон Клейн, а я Потоцкая на 1/256 часть? или на 1/768?
Не понимаю я такого примитивного способа самоутверждаться. Это извинительно у подростка, но не у взрослого человека.

URL
2008-07-30 в 22:21 

Nevile
Моя шляпа, господа, ни с кем не подписывала контракта
vidame_Jennaro
В чем я уверен - это в том, что нельзя рассматривать событие вне его причин. Повод может быть, конечно, достаточно случайным. Как и объект (например, кони). Но причины лежат глубоко и не во вчерашнем дне, как правило.
Ортега-и-Гасет - философ, а не социолог. Понятие толпы у него одномерное, качественное понятие, которое характеризует тип мышления и мировосприятия. Между тем это ведь не отменяет разнообразие типов даже внутри такой "виртуальной" толпы.

Примеры позитивных действий? А как же! Их достаточно в повседневности. Поведение людей в чрезвычайной ситуации: взаимопомощь и организации спасательных действий. Что констатируют спасатели, так это то, что когда они прибывают к месту происшествия, обычно толпа уже сама принимает необходимые меры, эвакуируя наиболее слабых и беззащитных, выстраивая временные заслоны (для стихии воды или огня, например).
Различные движения обороны, сопротивления и партизанское движение - они все оформились из стихийного движения толпы. Т.к. мой дед был очевидцем обороны Севастополя и рассказывал мне подробности, мне известно, что руководство дислоцированного там военного флота сбежало, бросив и моряков, и гражданское население без элементарных инструкций, даже без приказа отступить или обороняться. Тем не менее достойная оборона города была организована.
Импровизированные госпитали во время войны, какую войну ни возьмите, - тоже действия толпы.
А Марсово поле в 1790 году в Париже? Его строила толпа.
А сколько примеров более современных, так называемой "народной стройки"?

Maria-S
Какими бы изолированными мы себя не ощущали, в общем-то, у нас нет оснований противопоставлять себя "толпе". При этой кажущейся "атомированности" общества, о которой Вы справедливо говорите, мы зависим друг от друга ( от действий друг друга) как никогда ранее. Это обусловлено всем укладом нашей жизни.
Во всяком случае, и сегодня личность не более автономна и не более антогонистична массе, чем в любой другой век.

За двести-сто пятьдесят лет даже произошло в Европе столько мезальянсов, что говорить о принадлежности к какому-либо роду - смешно. Кастовость блюли разве что некоторые, и очень немногие фамилии во Франции, Швеции и Испании, еще в 30-е годы 20-го века можно было столкнуться с понятием "кастовый брак".
И с этим соглашусь. Вообще-то, ИМХО, аристократия (на примере Франции, как самом показательном) была результатом субъективного выделения: некий монарх дает некоему вассалу некий титул и сеньориальные права и право их наследования. В течение скольки-то поколений идет, как это называется в биологии, инбридинг. Но он подкрепляется и совершенствуется соответствующим воспитанием и образованием.
начиная уже с 17-го века, началось размывание классов. Не поддерживаемые в течение 2-3 веков признаки, конечно, давно растворились в других признаках.
Искать теперь какие-то классовые признаки так же бесполезно и невозможно, как признаки этнические. Во всяком случае, смешно бывает слушать о "чистоте русской крови", или "чистоте украинской". Это попытка разделить то, что разделить уже нельзя, не впадая в абсурд.

2011-01-04 в 12:25 

Синяя блуза
Maria-S знаешь, вспомнил Чехова, Антона Павловича. Как он характеризует интиллегенцию, в традиционно российском смысле: это люди, отзывчивые на чужую боль, и в том числе боль этих невежественных, забитых, изуродованных так-сказать "порядком" людей. Крестьян, мастеровых, простых солдат. Не презирает их интиллегент, а сострадает. Ну и, в лучшем случае, пытается что-то сделать для изменения такого положения вещей.
А с другой стороны, смотрю на нынешнее моральное быдло, как оно любит побрякушки. Как им всем хочется рядиться в звания и титулы. Чтоб хоть как-то компенсировать свое убожество. "Графиня" ксения собчак, "дворянин" ющенко, пугачева и проч. сброд. Так что картинка с этими фон клейнами" знакомо-печальная.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

verba volent scripta manent

главная